23 мая Государственной Думой был одобрен законопроект, касающийся правил прохождения технического осмотра транспортных средств (ТО ТС). О предстоящих изменениях рассказал представитель Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Как пояснил Ефремов, на данный момент идёт рассмотрение Госдумой ещё двух проектов в части техосмотра. Одобренные нововведения касаются непосредственно процедуры прохождения ТО, а параллельно рассматриваются поправки в Административный и Уголовный Кодексы, связанные с ответственностью за неисполнение установленных правил ТО. Все три законопроекта вступят в силу одновременно через год после их официальной публикации.
Не секрет, что основное недовольство РСА было вызвано участившимися случаями мошенничества в сфере ОСАГО, когда клиенты приобретали полисы благодаря мошенническим диагностическим картам. Союзом были выявлены массовые случаи оформления карт без прохождения ТО ТС, что является нарушением текущего законодательства. В связи с этим РСА совместно со страховыми компаниями подготовил документ, ужесточающий требования к процедуре техосмотра.
Что конкретно изменится в процедуре прохождения техосмотра?
Утверждённый Госдумой законопроект предусматривает поправки в алгоритме прохождения ТО сразу в нескольких направлениях. Это позволит повысить надёжность получаемых о транспортном средстве данных, а также позволит противодействовать мошенникам на рынке ОСАГО.
Во-первых, изменились сами требования к операторам техобслуживания (ОТО) и тем лицам, которые осуществляют осмотр:
- ОТО теперь должны будут иметь официальный сайт в сети Интернет.
- Операторов техобслуживания обяжут проходить проверку на соответствие квалификационным требованиям. После получения аккредитации операторы должны будут проходить аттестацию раз в два года, за исключением первого года: в этом случае они будут проходить проверку через полгода после первой аттестации.
- Аккредитацию будет выдавать РСА, причём эта процедура может проходить как в документальной форме, так и во время непосредственных выездов представителей Союза на станции техобслуживания. Помимо этого, РСА уполномочен проводить проверки без каких-либо предупреждений и привлекать к этой процедуре сотрудников ГИБДД.
- Изменения коснулись и индивидуальных предпринимателей. Теперь они даже при наличии соответствующей квалификации имеют право обслуживать только одну диагностическую линию.
Во-вторых, меняется порядок процесса прохождения техосмотра:
- В ближайшее время будет создана ЕАИСТО – единая система, в которую попадут все данные о пройденных техосмотрах. Сами эти данные будут оформлены в виде электронных документов, каждый из которых должен будет подписать ОТО в электронном виде.
- Помимо заключений экспертов, в ЕАИСТО также будут храниться фотографии транспортного средства, координаты пройденного ТО и его границы по времени.
- Государственный контроль за процедурой ТО ТС теперь будет осуществляться ещё и ГИБДД. В первую очередь, это коснётся владельцев автобусов: сотрудники инспекции будут обязаны участвовать в процедуре их техосмотра.
Также внесены изменения в методику расчёта пропускной способности пункта техобслуживания и установлены стандарты прикрепляемых фотографий и геолокаций пройденных техосмотров. Эксперты отмечают, что эти меры, направленные на противодействие мошенничеству в страховой сфере, вполне могут повысить уровень надёжности информации о ТС и тем самым снизить убыточность на рынке ОСАГО онлайн.