В Центробанке распространили проект будущего предписания для участников страхового рынка по расширению размеров существующего тарифного коридора ОСАГО на 20% в обе стороны. Планируется, что новшества вступят в силу с началом 2019-го года.
Рост верхней границы наблюдается для автотранспорта всех категорий, за исключением легковых авто, принадлежащих организациям. Для них идет снижение в размере 5,7%. Ниже стала верхняя граница тарифа и для мотоциклетной техники, сразу на 10,9%. В результате для авто класса «B», принадлежащих компаниям, тариф ОСАГО будет варьироваться в пределах 2058-2911 рублей. В свою очередь для таких же авто, но принадлежащих частным лицам, новые тарифы на 2019 год предусматривают уже коридор 2746-4942 рубля. Еще больше придется платить таксистам, у которых базовые значения находятся в границах 4110-7399 рублей.
В Центробанке рассчитывают, что более широкие границы коридора позволят в новом 2019-м году страховщикам реализовать принципы индивидуального подхода, как по регионам страхования ОСАГО, так и по отдельным водителям, предлагая широкие возможности дифференциации тарифов с учетом уровня его аварийности и других показателей.
Разрабатываемые указания приведут к пересмотру существующих коэффициентов «бонус-малус». Сегодня его расчет ведется на основе даты окончания действия последнего из полисов ОСАГО, в то время как новая схема предполагает переход на ежегодную основу, когда коэффициент оказывается фиксированным в течение всего календарного года. В пояснении к документу указывается, что подобная схема обеспечивает значительно больше прозрачности, упрощает порядок проведения расчетов, а также полностью исключает риски применения к клиенту страховых компаний сдвоенных коэффициентов КБМ.
В Центробанке ожидают, что переход к новой схеме позволит сформировать единство страховой истории водителя. Сегодня существуют ситуации, при которых отдельная история ОСАГО имеется и у водителя авто, и у этого же человека как собственника транспортного средства. Кроме того, подобная схема позволит полностью исключить случаи, при которых происходит так называемое обнуление истории, связанное с перерывом в управлении транспортным средством, точнее включением человека в страховой полис.
Кроме того, в 2019-м году существенные изменения произойдут и в определении КБМ для организаций. Единый коэффициент планируется использовать для всего автопарка, находящегося на балансе предприятия, чем будет достигнуто упрощение расчетных процедур и конкурсов, проводимых компаниями для получения услуг страхования ОСАГО.
Предусматривается, что новые изменения начнут действовать в России с начала января 2019-го года. Соответственно все российские автомобилисты, обладающие на этот момент несколькими коэффициентами КБМ, автоматически получат наименьшее из существующих значений.
Не меньше изменений ожидает ОСАГО и в плане возрастных коэффициентов. Сегодня их всего пять, но по планам Банка России их количество возрастет сразу в 10 раз, что обеспечит широчайшую дифференциацию. При этом для возрастных водителей с большим опытом произойдет снижение коэффициентов, в то время как молодым новичкам за рулем придется платить больше, в среднем на 4,5%. В регуляторы уверены, что подобная схема обеспечит больше обоснованности при определении стоимости страховки.
Ранее уже сообщалось, что Центробанк планирует масштабную, поэтапную реформу ОСАГО. Она предусматривает наличие трех ступеней. На первой из них расширяется предел возможных тарифов, оптимизируются коэффициенты КБМ и водительского возраста.
В рамках второй ступени реструктуризации будет обеспечен переход на индивидуальную тарифную систему. Пока методы ее реализации обсуждаются в ведомстве. При этом должное внимание планируется уделить вопросам подготовки страховых агентов, через которых оформляется треть всех полисов в стране.
Только после того, как первые два этапа будут полностью реализованы, начнется реализация третьей ступени – повышение уровня либерализации тарифной системы, когда каждый автомобилист получит объективную стоимость услуги ОСАГО онлайн.