Вопрос ОСАГО один из самых острых для российского страхования. Многочисленные автомобилисты недовольны не только качеством обслуживания страховщиков, но и высокой стоимостью полисов. Между тем, в 2018-м году обязательная страховка может существенно подорожать.
Еще летом прошлого года в рамках совместного совещания представителей Минфина, Центробанка и представителей страхового сообщества не было выработано конкретных решений, но разговоры о последовательной либерализации тарифной практики в сфере онлайн ОСАГО вели. Если предложения страховщиков будут одобрены, то подорожание окажется неизбежным.
Позиция страховщиков по поводу подорожания ОСАГО в 2018 году
Страховые компании при первой возможности указывают на то, что ОСАГО сегодня убыточно для подавляющего большинства компаний, и исправить ситуацию можно только за счет отказа от фиксированных тарифов.
Представители рынка сетуют на то, что ценообразование будет регламентироваться исключительно рынком, и конкуренция между участниками не позволит ценам подниматься до заоблачных пределов. Это же заставит их более качественно выполнять взятые на себя обязательства, чтобы удержать клиентов в своих руках.
В ЦБ пока не готовы сразу пойти на условия РСА и его участников, но в целом понимают страховщиков и готовы идти на уступки, но последовательно, обещая мягкий переход на новую систему. Не исключено, что первое подорожание произойдет уже в 2018-м году. Напомним, что сегодня российское законодательство позволяет проводить повышение тарифов ОСАГО не чаще, чем один раз в год.
Если подорожает, то насколько?
Стоит напомнить, что предложение об изменении коэффициентов подсчета стоимости страхового полиса впервые появилось весной 2017-го года. В частности предлагалось существенно повысить стоимость страховки для лиц с небольшим опытом вождения. Например, для молодых водителей в возрасте до 24 лет и со стажем управления автомобилем не больше 5-6 лет, подорожаниедолжно было составить сразу 55%. На 31% предлагалось поднять стоимость ОСАГО для водителей в возрастной категории 29-31 лет. Сразу в 1,7 раза предлагалось увеличить стоимость страховых полисов без ограничений по количеству водителей. Если сейчас повышающий коэффициент составляет 1,7, то в новой версии его размер уже 2,8.
Новая схема предусматривает преимущества только для взрослых водителей с большим стажем (от 14 лет и старше). Для них предлагалось снизить стоимость страховки на треть.
Тем не менее, окончательное решение по изменению тарифов принято не было, что многие объяснили именно приближением перехода на новую схему с либерализацией тарифной политики.
Сегодня страховщики указывают на то, что в отдельных регионах подорожание ОСАГО является просто необходимым, причем в некоторых случаях сразу в несколько раз. Например, в Волгоградской области минимальная стоимость страховки составляет 5 тысяч 353 рублей. В страховых компаниях указывают, что для выхода из зоны безубыточности в регионе требуется, чтобы минимальный ценник составлял сразу 34 тысячи 797 рублей.
В Центробанке обещают, что либерализация будет происходить последовательно. Начнется все с увеличения размеров коридора цен. При этом понятно, что никто делать цену ниже не будет, а выше поднимут практически все компании. Практика показывает, что переход на натуральное возмещение привел к тому, что все страховщики стали выставлять величину страховых премий по максимальному из возможных размеров.
Как бы не сложилась ситуация, но стоимость ОСАГО в 2018-м году существенно вырастет, еще через год – два может достигнуть показателей, сравнимых или близких к цене КАСКО на российском рынке.