Эксперты ОНФ предложили повысить ответственность страховых компаний за неточности при определении цены ОСАГО.
Чем недовольны страхователи
За I квартал этого года в Центробанк было направлено более 13 тысяч обращений с жалобами на страховые компании, которые занимаются продажей обязательных страховок ОСАГО.
Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются водители – неверное начисление скидок на страхование, предусмотренных законодательством. В 40% от всех жалоб описывается именно эта проблема.
Вопрос продажи ОСАГО в режиме онлайн занимает второе место по количеству недовольств. По этому поводу в Центробанк поступило свыше 16% от общего количества обращений.
Третье место занимает недовольство работой страховых компаний в целом. Сюда относится 9% от всех обращений. Центробанк объединил все их в пункт «прочие».
Что можно сделать
Благодаря закону о продаже полисов ОСАГО в режиме онлайн, вступившему в силу в 2017 году, обязательная страховка стала намного доступнее. В особенности это коснулось автовладельцев, проживающих в маленьких городах и не имеющих большого выбора страховых компаний.
При этом экономическая ситуация для страховщиков в последнее время значительно ухудшилась. Некоторые крупные игроки страхового рынка и вовсе его покинули, другие переживают острый дисбаланс. Виктор Климов, руководитель ОНФ «За права заемщиков», считает, что из-за неблагоприятного экономического положения страховые компании перекладывают свои финансовые проблемы на страхователей. Как утверждает мужчина, это особенно актуально для регионов.
Банк России уже предложил детализацию тарифов по ОСАГО. Теперь при расчете стоимости страховки учитывается опыт и история вождения конкретного автомобилиста. Кто-то получает скидку за безаварийную езду, менее аккуратные водители платят за полис больше. Однако справедливость при расчете стоимости ОСАГО еще не была достигнута. В ОНФ считают, что ее можно добиться путем искоренения частых ошибок при расчетах.
В какой-то степени эта задача в скором времени решится: ожидается переход на годовую основу КБМ, закрепление истории страхования за каждым автомобилистом и т.п. Ошибки при расчетах стоимости полисов ОСАГО связаны не только с объективными ситуациями, которые провоцируют неточности. Во многом они обусловлены умышленными действиями работников страховых компаний. Они стремятся запросить за полис максимально возможную сумму, понимая, что лишь малая часть страховщиков будет на это жаловаться.
Как уверяет Климов, эксперты ОНФ уже предложили Банку России пойти навстречу страхователям. Они считают, что ответственность за ошибки при расчете цены ОСАГО должна быть усилена, ведь многие неточности делаются умышленно. Увеличение ответственности даст страховым компаниям стимул к соблюдению своих обязательств перед клиентами.
Чтобы добиться результатов, ОФС предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях корректировки. Благодаря им страховщики, страховые агенты и должностные лица будут выплачивать штрафы за свои просчеты в стоимости ОСАГО. Это коснется преимущественно тех, кто будет совершать ошибки на регулярной основе.
Еще одно предложение от ОНФ
Климов также предлагает решить распространенную проблему с авариями, при которых ОСАГО есть лишь у одной из сторон. Зачастую водители, имеющие полисы, не получают полагающиеся им компенсации. Виктор Климов считает, что люди, честно соблюдающие правила законодательства, должны быть уверены в своей финансовой защищенности даже в том случае, если у виновника аварии нет ОСАГО. Мужчина предполагает, что долю ответственности за это может нести РСА. Именно РСА или страховщик будет вести судебные разбирательства с человеком, который ездил без обязательной страховки.
Несправедливость с ДТП, которая случается со многими водителями, порождает несоблюдение закона. Многие автовладельцы либо не приобретают полисы ОСАГО совсем, либо покупают дешевые поддельные документы. Председатель ОФС уверен: если все проблемы решатся, водители перестанут идти наперекор закону.